Статьи
Психологическая помощь онкологическим больным и их близким
Болезнь – это всегда тяжелое испытание. А особенно болезнь серьезная, заставляющая испытать страх боли, физической неполноценности или даже смерти. Онкологическое заболевание заставляет измениться самому и переосмыслить и изменить привычный ход жизни и систему ценностей. Эти процессы происходят вне зависимости от возраста, пола, социального статуса и религиозных убеждений человека. Физические страдания пережить легче, человек ко всему привыкает. Но как быть с психическими? Как жить дальше, когда впереди пугающее и неизвестное будущее, а, возможно, и полное его отсутствие? Как смириться с мыслью, что ты особенный, ограниченный, умирающий? И как находить смысл в таком существовании, зная, что, быть может, сегодня самый последний день? К кому обратиться за психологической поддержкой – Богу, семье, психоаналитику или собственной душе?
Я и болезнь: 5 стадий принятия диагноза
Человеку, который не был смертельно болен, никогда не понять всплеска чувств, поднимающихся в сознании, когда слышишь диагноз: «Рак». Здесь и всеохватывающий ужас, и неверие, и всепоглощающая обида на себя, родных, Бога, всю окружающую Вселенную.
Для любого человека, пусть и с сильным уравновешенным типом высшей нервной деятельности, онкологическое заболевание – огромное психологическое потрясение. Оказавшись лицом к лицу со страшным диагнозом, наше сознание проходит несколько психологических этапов. Американский психолог, исследователь так называемых околосмертных переживаний, Э. Кюблер-Росс, субъективно, на основании бесед со смертельно больными людьми, выделила 5 стадий принятия смертельного диагноза:
- Отрицание.
На этом этапе больной просто не может поверить в правдивость слов врача, надеется на ошибку в анализах или некомпетентность специалистов. Таким образом сознание личности как бы закрывается от огромного горя, с которым необходимо смириться. Защитная реакция организма оберегает психику от всеобъемлющего горя, неожиданно перевернувшего жизнь.
- Злость.
Человек приходит к осознанию того, что действительно болен и начинает испытывать чувство гнева и ненависти – к Богу за якобы посланное наказание, лечащему врачу и медперсоналу, подозревая их в непрофессионализме и некомпетентности. И даже к близким и родственникам, да и всем здоровым людям, которые не способны понять его страданий. В такие моменты пациент часто задает одни и те же, по-детски наивные вопросы окружающим – почему именно я? за что мне такое наказание?
- Торг.
Гнев уходит и на смену ему приходит желание «выторговать» себе у Бога, Вселенной или злого рока лишнее время жизни. Неважно на что: что-то, кажущееся важным и значимым – увидеть, как внуки женятся, дочь окончит университет, будет закончен рабочий проект. Доходит до того, что пациент бросает жребий, удастся ему вылечиться или нет.
- Депрессия.
В этот период человека охватывают уныние, отупение и бессилие. Кажется, что сил бороться нет, как, впрочем, нет и смысла борьбы. Но это – не смирение, а еще одна защитная реакция организма, этап, который следует преодолеть.
- Принятие и борьба.
Э. Кюблер-Росс называла этот этап просто принятием, но разумнее включить в определение и борьбу. Это этап осмысления и примирения – с самим собой, врачом, Богом или Вселенной, семьей. Человек осознал свою болезнь и учится с нею бороться или жить. Если у пациента последние стадии болезни, приходит понимание того, что знание срока, который остался, еще не лишает оставшиеся дни смысла и ценности.
Некоторые из указанных этапов онкобольной может миновать, некоторые пройти буквально за несколько часов или дней. Главное, в момент отчаяния и безнадежности понимать, что от онкологии не застрахован никто. Болезнь не наказание, не испытание или что-то в этом роде. Вместо траты времени на бессмысленную тоску, следует поддерживать в себе уверенность в победе над болезнью, проходить лечение, избавляться от вредных привычек и проводить время с любимыми и родными.
Роль семьи в жизни онкологических больных
По статистике, основную надежду на психологическую поддержку онкобольные возлагают не на лечащего врача или психолога, а на свою семью. Перед мужьями, женами, матерями и детьми стоит задача огромной ответственности и невообразимой сложности – поддержать человека, не усугубив его состояние ненужной жалостью и не обидев равнодушием.
Вот только уловками грубого обмана пользоваться не стоит. Онкобольные трепетно относятся ко всему сказанному о своей болезни и врачом, и близкими, поэтому придется быть начеку. Следует придерживаться правила – исправно сообщать все сведения, которые могут оказать благоприятное влияние на состояние пациента. О плохих новостях же лучше умалчивать.
В любом случае необходимо мягче и снисходительнее относиться к капризам или недостаткам больного. Обычно это обусловлено нервным перенапряжением, моральными и физическими страданиями. При любом настроении и состоянии больного в его сердце всегда найдут отклик благожелательность, искренность и любовь.
Еще один важный нюанс – о жалости. Жалеть и сочувствовать горю онкобольных не всегда уместно. Это может обернуться замыканием человека в себе. Разумнее поддерживать оптимистический настрой и веру в благоприятный исход.
Общая цель врача и пациента
Доверие и взаимоотношения пациента с врачом – одно из решающих условий, от которых зависит течение болезни. Как говорили древние, в борьбе за выздоровление участвуют трое – врач, болезнь и сам больной. И исход сражения зависит от того, на чьей стороне будет последний.
Важным моментом является при этом новость о диагнозе. Это один из ключевых вопросов в онкологической деонтологии. В США на уровне законодательства больному сообщают всю правду о его болезни. В России врачи часто не говорят пациенту о диагнозе, по крайней мере, во всех подробностях, и не рекомендуют этого делать родственникам.
Сила слова способна стать и причиной психологической травмы, и мощным лечебным фактором, поэтому нужно ориентироваться на состояние нервной системы, особенности психики, характер и темперамент больного. Под маской уравновешенной и стойкой личности могут скрываться высокая тревожность и растерянность. Для одного человека неизвестность – хуже самой ужасной новости, а другого известие о страшной болезни может подкосить и вогнать в тяжелейшую депрессию.
Самому больному в отношениях с врачом важно понимать, что последний – не очерствевший и безразличный к чужому горю человек. И что его якобы равнодушное отношение (больным так часто кажется) – признак профессионализма и непредвзятости. Или будет лучше, если бы эскулап рыдал над вашими анализами в голос?
Не следует бояться задавать интересующие вас вопросы, опасаясь показаться глупым или назойливым. Но и злоупотреблять временем врача не стоит – он может использовать его на ваше благо и для помощи другим больных.
Обращение к психологу тоже не является чем-то постыдным. Даже самым сильным и стойкам иногда нужна квалифицированная психологическая помощь и поддержка.
Усугубляет ситуацию обычно то, что больные, поступающие в онкологические учреждения, часто доводят свою болезнь до последней стадии, когда даже самые квалифицированные специалисты и современные методики уже бессильны. Тем не менее даже на последних этапах прогрессирования заболевания доверяйте своему врачу. Для него спасти вашу жизнь и облегчить состояние – не постылая необходимость, а важная цель.
Организации психологической помощи онкобольным в России
На территории РФ существует довольно большое количество общественных организаций и движений, готовых оказать психологическую помощь онкобольным. Многие из этих учреждений предоставляют не просто консультацию психолога, но и проведение групп поддержки, а также специальных тренингов и обучающих курсов по самоконтролю и созданию позитивного настроя. Вот некоторые из них:
Всероссийская горячая линия психологической помощи для онкологических больных и их близких (звонок по России бесплатный, режим работы – круглосуточно) | 8-800 100-0191 | ||
Ассоциация помощи онкологическим больным | «Антирак» | 197022, Санкт-Петербург, 2-я Березовая аллея, 3/5 | (812) 234-90-97 |
Архангельская региональная общественная благотворительная организация по социально-психологической поддержке детей и лиц с онкологическими заболеваниями | «ТРИЕДИНСТВО» | 164500, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Тургенева, д.12 | (8-818-42) 3-77-49 |
Пермская общественная благотворительная организация (приходит на помощь больным с четвертой клинической стадией онкологических заболеваний) | «Хоспис» | 614018, Пермь, Верхняя Курья. ул. 10, линия 15 | (3422) 12-06-78, 28-09-90 |
Белгородская общественная организация (для поддержки женщин, перенесших операцию по удалению рака молочной железы) | «ВИКТОРИЯ» | (0722) 53-74-77 | |
Калининградская региональная общественная организация (психологическая помощь женщинам, перенесшим операцию по удалению рака молочной железы) | «Вита» | 236040, г. Калининград, ул. Подполковника Иванникова, д.7 | (0112) 53-39-76 |
Общественная противораковая организация инвалидов р. Татарстан | «Омет-Надежда» | 420029, Казань, ул. Сибирский тракт, д.29, Онкодиспансер | (8432) 68-14-16, 93-16-49, 55-07-56 |
Региональная общественная организация | «Детская онкология: врачи и родители вместе» | 115478, Москва, Каширское ш., д. 24 зона А | 7 (495) 324-4317 |
Мурманская общественная организация инвалидов онкологических больных | «Озарение» | 183040 Мурманск, ул. Александрова, 40 | (8152) 31-73-38 |
Ярославская областная общественная благотворительная организация | «Хоспис» | 150018, Ярославль, Дзержинский р-н, 3-й Норский пер., 9 | (0852) 55-66-73, 25-23-45 |
Рак часто рассматривается в обществе не как диагноз, а как приговор и наказание. Это в корне неверно. Больные, настроенные на борьбу и победу, имеют намного больше шансов, чем апатичные и отчаявшиеся. Именно поэтому крайне необходимо поддерживать боевое состояние духа и веру в благоприятный исход. Научно доказано, что «бойцам» проще переносить терапию. Даже четвертая стадия болезни – это не конец, просто каждый день становится гораздо более ценным и важным.
Метки: 4 стадия, психологическая помощь, социальная реабилитация, химиотерапия